Проблемы, стоящие перед японскими инвесторами в России

Языковой барьер, нехватка квалифицированных инженеров и трудности с таможенным оформлением — вот некоторые из ключевых проблем, с которыми сталкиваются японские компании в России.

Ершова изучила опыт японских компаний по инвестированию в Россию. Ее статья «Проблемы для иностранных инвесторов в России: пример японских компаний» основана на результатах опроса 32 компаний — членов Японского бизнес-клуба в Москве, проведенного в период с апреля по июнь 2015 года, и содержательного анализа двадцати интервью с представителями японского бизнеса, научных кругов и НПО провели период с 2008 по 2015 год.

По данным Японской организации внешней торговли (JETRO), в 2005–2014 гг. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Японии в России увеличился в 29 раз. Тем не менее, Япония была 13-м по величине инвестором в российскую экономику по объему прямых иностранных инвестиций в 2013 году.

В то время как региональное распределение ПИИ в Японии становится все более диверсифицированным, традиционно привлекательными регионами остаются Москва, Санкт-Петербург и Дальний Восток России. Таким образом, Москва является наиболее важным деловым регионом для 65% респондентов, а 55% компаний представлены только в одном или двух российских регионах.

Большинство японских компаний (62%) занимаются импортом товаров в Россию, а затем продают их на российском рынке. Только 31% компаний сосредоточены на производстве товаров и предоставлении услуг на местном уровне, и еще меньше (18%) инвестируют в исследования и разработки в России.

Причины, почему они приходят

Получение доступа к российскому рынку было самой популярной причиной, о которой сообщили 81% респондентов; четверть отметили высокую отдачу от инвестиций в российскую экономику, 11,5% указали на богатые природные ресурсы России и 3,8% указали на наличие квалифицированных кадров.

Почти 70% респондентов назвали российский рынок самым крупным и перспективным в регионе СНГ. Также важным был российский потребительский спрос на качественную японскую продукцию.

Несмотря на кризис, японские компании, как правило, сосредоточены на долгосрочном присутствии в России, хотя низкая предсказуемость местного рынка и быстрые изменения в потребительских предпочтениях рассматриваются в качестве основных проблем.