Тип компании имеет значение

Люди с высоким уровнем образования и квалификации реже обращаются к семье и друзьям.

Зарплатные ожидания определяют стратегию поиска работы: кандидаты, которые соглашаются на низкую заработную плату, чаще используют прочные связи. Слабые связи становятся важными для тех, кто ищет более высокий доход. Частота использования обоих типов связи зависит от типа компании. Неформальные методы в основном использовались сотрудниками частных (60%) и иностранных (55%) компаний, а не государственными учреждениями (50%).

Доля сотрудников из «социальных сетей» значительна как в крупных, так и в небольших фирмах. Например, их доля составляет почти 54% в компаниях с численностью персонала более 1000 человек и 66% в компаниях с численностью персонала менее 10. В крупных компаниях возрастает важность семейных связей, в то время как небольшие фирмы используют друзей (55% в компаниях с менее 10 сотрудников).

Некоторые отраслевые особенности также были обнаружены. Работники образования, культуры, науки и медицины используют свои отношения реже, чем в других областях. Люди, занятые в строительстве, торговле и сфере услуг, чаще обращаются к своим друзьям, а те, кто занят в нефтегазовой, тяжелой и энергетической промышленности, используют свои семейные узы.

Россия в тренде

Авторы исследования пришли к выводу, что использование личных отношений эффективно при поиске работы в России и регулируется рынком труда. Пропорции различных поисковых стратегий (формальных и неформальных) реагируют на изменения в динамике занятости и ВВП. Например, после кризиса 2008 года, когда упал ВВП и уровень занятости, роль социальных сетей возросла, а число тех, кто нашел работу формальными методами, сократилось. Такие же колебания наблюдались в 2011 и 2012 годах.

В целом доля российского персонала, работающего с использованием семейных и дружеских связей, оставалась стабильной, около 55-60% в период с 2006 по 2014 год. Это похоже на ситуацию на рынках труда в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.